Телефон:
(81431) 42883
Адрес:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств г. Сегежи"
186420, г. Сегежа, ул. Советская, 20

Статьи и публикации

 

                                СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА

                                                   (источник: http://cvr-t.ucoz.ru/)

 

Выступление на Школе профессионального роста педагогов

«Творческий поиск» 20.12.2011г.

методиста Клепиковской Г.В.

 

«Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть»
                                                  В. А. Сухомлинский
 

     Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
     Работа с одаренными детьми – это возможность в какой-то мере предвидеть и повлиять на то,  кем и каким вырастет способный ребенок в будущем.
     Может ли учитель сформировать интерес у обучающихся  к учебному процессу и при помощи чего? На  этот  и  многие  другие  вопросы  искали  ответы  не  только  наши современники, но и педагоги прошлых  лет.  О  том,  как  лучше  организовать обучение детей рассуждал  К.Д. Ушинский  (1824-1870 (71)).  В  своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном  значении» К.Д.Ушинский пришел  к  выводу,  что  только   успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется  только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении  знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда  в  учении,  не  переживший гордости от того,  что  трудности  преодолены,  теряет  желание  и интерес учиться.  Первой  заповедью  воспитания  К.Д.  Ушинский  считал необходимость дать детям радость труда, успеха  в  учении,  пробудить  в  их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.
     Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) утверждал, что  методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать  интерес  у  ребенка  к познанию  окружающего  мира,  а  учебное  заведение  стать  школой  радости.
     Один из известных   американских  ученых,  психолог,  психотерапевт  и педагог, разрабатывающий методы педагогического общения с детьми,  У.Глассер так же убежден,  что  успех  должен  быть  доступен  каждому  ребенку.
     Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин,  доктор педагогических наук. Он твердо убежден, если ребенка  лишить  веры  в  себя, трудно надеяться на его «светлое будущее».  Одно  неосторожное  слово,  один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что потом не  помогут никакие  воспитательные  ухищрения. Избежать   этого   помогут рекомендации, данные в книге А.С. Белкина «Ситуация успеха. Как  ее  создать?».
     Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на занятии и дать ему возможность пережить радость достижения, осознать свои способности, поверить в себя.

Прежде чем перейти непосредственно к алгоритму создания ситуации успеха, необходимо выяснить, чем успех является для ребенка. Обратимся к исследованиям А.С. Белкина.

1. Разграничение     понятий «успех» и «ситуация успеха».

     По мнению А.С. Белкина, под ситуацией понимается сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех является          результатом подобной ситуации.
     С психологической точки зре
ния успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому личность стремилась в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

2. Определение понятия «ситуация успеха».

     Ситуация успеха, по определению А.С. Белкина, - это «целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом». Ученый подчеркивает, что в педагогическом смысле ситуация успеха является результатом продуманной и подготовленной стратегии и тактики преподавателя.
     С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

     Существует множество способов формирования успешности. Одним из них является алгоритм создания ситуации успеха, которой в идеале должен владеть каждый педагог.
     Если одному из вас предложить нарисовать на доске … корову, а остальных попросить сказать слова напутствия, что помогло бы успеху необходимой художественной деятельности, то ваши слова были бы следующими: «Ничего страшного, если не получится!...», «Начинай же!..», «Только на тебя вся надежда…», «Ты думай о том, что это надо для работы…». Так будет создана ситуация успеха.

Алгоритм – последовательность шагов, приводящая к ожидаемому результату. Для пояснения и запоминания предложенного алгоритма каждая операция снабжается парадигмой (словесной формулировкой, отражающей суть). Данный материал легче представить в идее таблицы.

Операция

Назначение

Речевая парадигма

1.Снятие страха

 

Помогает преодолеть  неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.

 

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».

«Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения».

«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».

2.Авансирование успешного результата

 

Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.

«У вас обязательно получится».

«Я даже не сомневаюсь в успешном результате».

 

3.Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности.

Помогает ребенку избежать поражения.

Достигается путем намека, пожелания.

«Возможно, лучше всего начать с…..»

«Выполняя работу, не забудьте о…..»

4.Внесение мотива.

 

Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.

«Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…»

 

5.Персональная исключительность.

 

Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.

«Только ты и мог бы….»

«Только тебе я и могу доверить…»

«Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

6.Мобилизация активности или педагогическое внушение.

Побуждает к выполнению конкретных действий.

 

«Нам уже не терпится начать работу…»

«Так хочется поскорее увидеть…»

 

7.Высокая оценка детали.

 

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

 

«Тебе особенно удалось то объяснение».

«Больше всего мне в твоей работе понравилось…»

«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

 

     Если одному из вас предложить нарисовать на доске … корову, а остальных попросить сказать ему слова напутствия, что помогло бы успеху необходимой художественной деятельности, то ваши слова были бы примерно следующими:

  1. «Ничего страшного, если не получится!..», «Начинай же!..» - снятие страха
  2. «У тебя обязательно получится» - авансирование успешного результата
  3. «Возможно, лучше всего начать с…..»  - скрытое инструктирование в способах и формах совершения деятельности.
  4.  «Ты думай о том, что это надо для работы…» - внесение мотива.
  5. «Только на тебя вся надежда…» - персональная исключительность.
  6. «Так хочется поскорее увидеть…» - мобилизация активности или педагогическое внушение.
  7. «Тебе особенно удалось  …» - высокая оценка детали.

     Задание было бы выполнено, без страха. Так вами была бы создана ситуация успеха.
     Но не забывайте, что педагогический алгоритм отличается от математического, ведь в педагогике не все так однозначно. Осваивая любой педагогический алгоритм, педагог должен прежде всего, пропустить его через себя и применять его по-своему, каждый раз обращаясь к своей интуиции и задавая себе вопрос: «Уместно ли использовать это здесь и сейчас?».
     Не забывайте, что педагогический алгоритм отличается от математического, ведь в педагогике не все так однозначно. Осваивая любой педагогический алгоритм, педагог должен прежде всего, пропустить его через себя и применять его по-своему, каждый раз обращаясь к своей интуиции и задавая себе вопрос: «Уместно ли использовать это здесь и сейчас?».

     При создании ситуаций успеха необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Предлагаем  вам классификацию обучающихся в зависимости от двух критериев: активности – пассивности и уверенности – неуверенности в себе. На основании данных критериев можно выделить 4 группы учащихся:

1.  Лидеры – активные, уверенные в себе.
     Это учащиеся с ярко выраженным желанием действовать: они первыми включаются в учебную работу, подходят после занятий к учителю, задают много вопросов,  уверены в своих силах, инициативны. Для учащихся этой группы характерны:  заинтересованный,   «горящий»  взгляд, активная жестикуляция, жесты открытости, желание больше говорить, чем слушать.

2. Ответственные – активные, неуверенные в себе.
     Вторая группа учащихся отличается  безупречной исполнительностью, добросовестным отношением к учебной работе. Как правило,  эти учащиеся заинтересованно подходят к учителю, иногда не решаясь задать вопрос; они редко проявляют инициативу по причине неуверенности в своих силах. Для них характерны: внимательный взгляд, понимающая улыбка, частые кивки головой в знак согласия, жесты неуверенности, желание больше слушать, чем говорить. Эта группа наиболее болезненно реагирует на несправедливость учителей, на необъективные оценки;  реакция  тихая  (слезы, молчание, уход в себя, но не бунт), поэтому незаметная.

3.   Скептики – пассивные, уверенные в себе.
     Учащиеся данной группы относятся ко всему с долей сомнения и скептицизма, в учебной работе не проявляют активности. Любят задавать учителю  «провокационные» вопросы, отпускать шуточки сомнительного характера и таким образом могут сбить с рабочего ритма весь класс. Для них характерны: внимательный, ироничный взгляд, скептическая улыбка, жесты закрытости, несогласия, желание больше говорить, чем слушать.

4.  Равнодушные – пассивные, неуверенные в себе.
    Данную  группу  составляют учащиеся, привыкшие быть в пассиве, не стремящиеся к успеху. Это учащиеся, либо потерявшие надежду на ус пех в силу ряда причин (серия неудач, бестактность педагога, семейные обстоятельства), либо не знавшие радости успеха по каким-то причинам (задержка в умственном развитии, неблагоприятные условия). Пассивные учащиеся, как правило, не подходят к учителю, не проявляют инициативы.  Для них характерны: «потухший», незаинтересованный взгляд, невыраженная жестикуляция, жесты скрытности, защиты, нежелание говорить.

Для каждой группы учащихся следует создавать разные типы ситуаций успеха.
     Для учащихся первой группы (лидеров) в основном не следует предпринимать никаких специальных мер: «лучшая помощь - не предлагать помощи». Вмешательство может сбить их с устоявшегося ритма учебной работы, разрушить привычные представления о себе, проверенные стереотипы поведения.
     В случае, когда успех становится привычным и уверенность переходит в самоуверенность, для учащихся этой группы можно использовать прием «холодный душ», по А.С. Белкину (или «подсыпать соли», по А.С. Макаренко, или создать ситуацию неуспеха, по В.Ю. Питюкову).

В работе с группой неуверенных учащихся целесообразно использовать   следующие   приемы создания ситуации успеха:
1) эмоциональные поглаживания: (ласковые слова (молодец, умница), ласковые прикосновения, «флюиды взаимной симпатии»;
2) авансирование:  предварительное обсуждение того, что нужно сделать учащемуся (репетиция предстоящего действия);
3)  прием    «эмоциональный всплеск»   (тип  ситуации  успеха «общая радость»)

Для скептиков, как и для лидеров, иногда полезно использовать прием «холодный душ», а также приемы «даю шанс» (тип ситуации успеха «неожиданная радость»), особенно уместен, на наш взгляд, будет прием «обмен ролями» (тип ситуации успеха «общая радость»).

Обратимся к группе пассивных учащихся. Следует проводить индивидуальную работу с каждым учащимся; учителю необходима помощь психологов, родителей, Можно использовать следующие приемы создания ситуации успеха: «лестница» (тип ситуации успеха     «неожиданная    радость», «следуй за нами» и «заражение» (тип ситуации успеха «общая радость»), «эврика» и «линия горизонта» (тип ситуации успеха «радость познания»).

 

Лидеры - активные, уверенные в себе.

 

Прием «Холодный душ»

Уместен для способных учеников, быстро привыкающих к успеху, уверенность которых быстро превращается в самоуверенность. Чем может быть полезен для таких учеников

Оценка детали деятельности – сопоставление того, что удалось и что не удалось ребенку, как это у него получалось раньше и теперь, а также перспективу на будущее («Твой результат мог бы быть лучше, если бы тебе удалось….», «Вероятно, ты и сам расстроен потому, что….», «Прежде тебе удавалось легко справиться с подобными заданиями, а сегодня…», «При таком отношении к делу ты и сам понимаешь, какие результаты тебя ожидают…»
Ситуация неуспеха - это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности.

Ответственные  – активные, неуверенные в себе.

 

Прием «Эмоциональное поглаживание»

Учитель с легкостью раздает комплименты. За один урок говорит раз двадцать «молодец», тридцать раз – «умница» и раз десять: «Ребятки, я горжусь вами!» Не грозит ли это девальвацией похвалы? Чего доброго, дети привыкнут к такому потоку ласкающих слух эпитетов и перестанут их замечать. Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Так подсказывает здравый житейский смысл.

Житейский и педагогический смысл не всегда совпадают. Давайте разберемся: «молодец», «умница» – это что: только похвала? А может быть, это констатация факта? Может быть, ребенок потому и старается, что поверил учителю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Да, я «молодец», да, я «умница». Я заслужил эти слова и все время буду доказывать, что я «молодец»! Может быть, такова логика школьника, которому именно этих слов в жизни и не хватает? Думаю, это вполне допустимо.

Прием «Авансирование»

Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.

Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.

Скептики –   пассивные, уверенные в себе.

 

«даю шанс» (тип ситуации успеха «неожиданная радость»), особенно уместен, на наш взгляд, будет прием «обмен ролями» (тип ситуации успеха «общая радость»).

Прием «Даю шанс»

Подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том, что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

Равнодушные –   пассивные, неуверенные в себе.

 

Прием  «Эврика»

Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

Прием «Следуй за нами»

Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и результатом усилий.

 

3. Пример ситуации успеха.

     Можно использовать известный пример из книги У. Глассера «Школы без неудачников». Психолог, проведя исследование умственных способностей детей в одном из классов американской средней школы, сознательно совершил подлог: среди тех, кого он назвал «самыми умными», более половины в действительности обладали средними или невысокими интеллектуальными возможностями. Когда через год психолог пришел в ту же школу, он обнаружил, что все те, кому он создал репутацию «наиболее умных», в действителъности стали лучшими учениками в классе. О его подлоге никто не знал, следовательно, репутация умницы дала мощный толчок слабым школьникам к активной учебе.

 Таким об    разом, хочется подвести итог словами  «Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с помощью подачи учителя... радость успеха может померкнуть»

                                                                                                          В. А. Сухомлинский
 

     Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Если много заниматься с ребенком, то его можно чему-то научить, можно даже добиться хороших отметок, но, чтобы развивались его дарования, нужно, чтобы ему самому нравилось это делать.